сб, 06 дек.
03:33
Тымовское
-16 °С, облачно

Посёлок, которого нет…

23 июня 2022, 11:17Общество
Фото:

28 мая 1995 года страшное землетрясение на нашем острове разрушило посёлок Нефтегорск Охинского района, он был стёрт с лица Земли.

         Как писали в газетах: «Весь мир этого посёлка рухнул за 17 секунд». Осенью этого же года Нефтегорск признали погибшим – на его месте остались мемориал, часовня, кладбище и указатель, говорящий о том, что здесь был населенный пункт.

      В этом году исполнилось 27 лет со дня страшной трагедии. Нефтегорск – это боль, утрата, горечь. И, несмотря на то, что прошло уже много лет,  боль не утихает и не утихнет никогда.

      Группа добровольцев «Память» из села Воскресеновка в конце мая совершила автопробег в эти места, чтобы вспомнить о тех, кто пережил и испытал ужасы произошедшей трагедии. Когда слышишь рассказы о Нефтегорске или читаешь об этом, сопереживаешь, проникаешься сочувствием, ощущаешь боль. Но когда пришлось побывать там и увидеть кладбищенский комплекс на месте когда-то преуспевающего посёлка нефтяников, то эту потерю ощущаешь особенно остро, от неё становится страшно, ты как будто слышишь голоса ушедших, перекликающихся с голосами выживших.

      Познакомившись с женщиной (к сожалению, не спросили её имени и фамилии), одиноко переходящей от одной могилы к другой, мы узнали от неё, что из всей семьи она одна осталась в живых и до сих пор не может понять, как ей удалось выжить. Ежегодно 28 мая, навещая своих родных, близких, знакомых с букетом цветов, она говорит, что помнит о каждом и рассказывает им, что заканчивается весна, ставшая для них последней в 1995 году.

       На многих надгробиях надписи с порядковым номером: «Неизвестный мужчина», «Неизвестная женщина». Наша новая знакомая рассказала, что все номера зарегистрированы в архивных документах г. Оха, но, к огорчению ищущих своих родных по этим номерам нельзя определить имя погибшего. В то время анализ ДНК не делали, да, наверное, было не до этого, надо было спасать раненых, которым оказывали помощь в разных городах: Южно – Сахалинске, Хабаровске, Владивостоке, Москве.

        Разговаривая с этой женщиной, мне почему – то вспомнились строки из стихотворения И. Снеговой:

             «Не надо приходить на пепелища,

              Не надо ездить в прошлое, как я.

              Искать в пустой золе, как кошки ищут

             Напрасный след сгоревшего жилья…».

      Почему именно эти строки? Не знаю, может быть, потому, что эта одинокая женщина с заплаканными глазами рассказывала о пепелищах, оставшихся после пожара в результате взорвавшегося газа.

       Плиты с именами жертв стоят там, где когда-то были дома, разрушенные во время землетрясения до основания. А ещё мы увидели «Кладбище домов». Стоишь у надгробия и читаешь: дом № 20. А когда – то в этом доме протекала жизнь, горел свет, слышался смех.

        28 мая, спустя 27 лет, в Сахалинской области почтили память жертв нефтегорского землетрясения. А в бывшем Нефтегорске это была особенная церемония. Батюшка из Охинского прихода Преподобного Сергия Радонежского отслужил заупокойную литургию, к мемориалу возлагались цветы, минутой молчания почтили память погибших.

         Наша группа получила слова благодарности от мэра Охинского района Е.Н. Касьяновой, которая отметила наше участие в этом мероприятии, являющимся памятной датой для всех сахалинцев, а оператор местного телевидения Евгений попросил рассказать о цели нашего пробега.

       Сейчас на месте посёлка песчаная пустыня с надгробными плитами и мемориальным комплексом, пепелище зарастает деревьями и кустарниками, а ещё здесь зловещая тишина, её не нарушает ничто, только слезы…

            «Я буду приходить на пепелища

             И так стоять, как я теперь стою.

             Над пустырём холодный ветер свищет,

             И пыль летит на голову мою…».

 

 Э. Сидорова, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с. Воскресеновка

Понравилась статья?
по оценке 5 пользователей